Готовим уроки

Марина Степанова,
заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН,
доктор медицинских наук

delaem-urokiРазговор о том, как помочь школьникам избежать ненужных, но, увы, столь частых проблем при подготовке уроков, начнём с того, как грамотно и рационально организовать рабочее место. Это важно, чтобы во время занятий ребёнок мог без напряжения сохранять правильную позу: прямое положение корпуса, небольшой наклон головы, линия плеч параллельна краю стола, предплечья располагаются на столе. При этом поясница опирается на спинку сиденья, а ноги на пол или подставку. Для этого необходимо подобрать мебель соответственно росту ребёнка. Убедиться в том, что вы не ошиблись, довольно просто. Поставьте ребёнка около стола. Стол должен быть выше локтя ребёнка на 2-3 см, а высота сиденья стула — на уровне коленного сустава. Если окажется, что стол высок, можно нарастить стул, положив на него жёсткую подушечку. Не забудьте о подставке для ног. Надо помнить ещё и о том, что правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 4-5см уходит под край стола. Если же он отодвинут, то школьнику придётся тянуться к столу. Сидеть длительное время без опоры для спины, например на табурете, тяжело, особенно младшим школьникам. В этом возрасте позвоночник из-за незавершённости процесса окостенения сохраняет большую гибкость и податливость. Продолжительное сохранение неправильной позы может повлечь за собой искривление позвоночника, ослабить зрение. Исследования чешских врачей, проведённые более 30 лет назад, свидетельствуют, что неправильная поза во время занятий, сохраняясь у 7-8-летних школьников в течение двух часов, оставляет в позвоночнике временные изменения, не исчезающие даже по прошествии суток. Специальными исследованиями было установлено, что высота стола и стула по мере увеличения роста вашего ребёнка на 10-15 см должна изменяться.
Рабочая поверхность хорошо забытой классической школьной парты — как и у конторки. Это создаёт наиболее удобное физиологичное расположение книги и тетради по отношению к глазам. Рекомендуемый угол наклона читаемой книги 30-45°.

Сегодня имеется большой выбор детской мебели различного назначения. Что касается специальной мебели для занятий, то можно подобрать функциональную, модульную мебель, которая может легко трансформироваться в зависимости от целей её использования, а также такую, которая «растет» вместе с ребёнком, т.е. рассчитана на длительное пользование. Наличие гигиенического сертификата поможет убедиться, что эта мебель безопасна по своей конструкции и использованным материалам.
Если нет возможности обеспечить ребёнку отдельное место, нужно организовать его за общим столом, но так, чтобы это место было постоянным. Постоянное рабочее место вызывает привычку к занятиям, настраивает на деловой лад.
Нередко приходится наблюдать, как школьник, с самыми лучшими намерениями садясь заниматься, то и дело отвлекается: то понадобился карандаш, то линейка, то ещё что-то. На поиски уходит время, а главное — рассеивается внимание. Поэтому очень важно с первых школьных дней приучить его к тому, чтобы на столе не было лишних вещей. Все необходимое следует подготовить заранее, а для хранения учебников и других школьных принадлежностей отвести постоянное место.
Существенное значение имеет правильное и достаточное освещение. Лучше всего, если стол стоит рядом с окном или вблизи него так, чтобы свет падал слева. Хочу обратить внимание, что немытые стёкла поглощают 20 световых лучей. К концу зимы, когда на окнах скапливается особенно много пыли, эта цифра достигает 50%. Тюлевые занавески «съедают» до 30% солнечного света. Освещённость комнаты снижается на 10-40%, если на подоконниках стоят высокие цветы. В осенние и особенно в зимние месяцы дни коротки, и без настольной лампы не обойтись. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Мощность электрической лампочки — не менее 75 Вт. Прозрачные ярко-красные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зелёного или жёлтого цвета. При этом не исключается и общее освещение. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещённой книги или тетради к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляется чувство напряженности и рези в глазах. Если в таких условиях подолгу работать изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т.е. создаются предпосылки для развития или прогрессирования близорукости.
Напряжение для глаз при чтении будет меньше, если книга достаточно удалена от глаз. Расстояние это должно быть не менее 30см. Ребёнка можно научить, как легко проконтролировать себя: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Особенно внимательно следует отнестись к этим советам, если у вашего школьника близорукость или предрасположенность к ней.
Неблагоприятное влияние на успешное выполнение домашних заданий, уровень работоспособности школьника могут оказать и другие факторы. В душной, излишне тёплой комнате, притом что включён радиоприёмник или звукоизлучающая техника, трудно сосредоточиться, утомление наступает раньше