Кодекс чести учителя
(Этический кодекс поведения учителя)
- Профессиональная деятельность учителя в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.
- В случае когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, учитель обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.
- Работа учителя строится на основе любви к детям, на принципах гуманизма, профессиональной ответственности за учебно-воспитательный процесс, который должен формировать гуманистическую, рефлексивную, высокоинтеллектуальную, активную, творческую личность.
Учитель в своей работе должен соблюдать принцип не нанесения ущерба, который требует от учителя, чтобы ни процесс его работы, ни его результаты не наносили какого-либо ущерба (физического, морального или социального) личности ребенка. - В работе с детьми учитель руководствуется принципами толерантности, альтруизма, честности, доброжелательности, искренности и уважения личности ребенка.
- Для того чтобы быть в силах помочь детям, учитель сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за адекватное использование данных ему прав.
- Работа учителя в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
- Учитель строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.
Учитель выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми. - Учитель должен быть осторожен и осмотрителен в выборе и применении методов обучения и воспитания, психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях по обучению и воспитанию детей.
- Учитель не должен принимать участия в том, что ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжким нарушением профессиональной этики учителя представляется его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального учителя, а в определяемых законом случаях подлежат суду.
- Учитель обязан информировать тех, кому он подчинен, а также профессиональные объединения педагогов о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
- Учитель должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим, религиозным и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
- Учитель обязан оказывать лишь такие образовательные услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
- В случаях вынужденного применения учебно-воспитательных, психодиагностических или коррекционных методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, учитель обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях.
- Учитель не имеет права использовать сам и передавать учебно-воспитательные, псиодиагностические, коррекционные методики, не прошедшие научную апробацию и экспертизу, для пользования некомпетентными лицам.
- Учитель обязан препятствовать использованию методов обучения и воспитания, психодиагностики и психолого-педагогического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.
- Учитель должен применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей на основе личностно ориентированного образования.
Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья детей. - Работа учителя должна опираться прежде всего на следующие принципы:
- При приеме на работу в образовательное учреждение руководитель должен оговорить, что учитель имеет право действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе этического кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием этического кодекса.
- Нарушение положений этического кодекса поведения учителя рассматривается судом чести педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения, а при необходимости — более высокой профессиональной организацией, включающей в свою структуру данное учреждение системы образования.
гуманизма;
— ненасилия;
— успеха обучения и воспитания;
— индивидуально-личностного воспитания;
— формирования рефлексивной личности.