Вместе с родителями «Требую самостоятельности!»

Cамостоятельность — казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:
— ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их
— справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях,
— определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.
Известно, что самостоятельность ребенок начинает осваивать еще с раннего детства, и первые его шаги в самостоятельность — это первые, еще не совсем уверенные движения к яркой игрушке. Но настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность.
В этой важной «точке» мощного развития самостоятельности ребенка из благополучной семьи любящих, внимательных родителей может ждать сюрприз — подросток резко меняется. Самые хорошие, правильные родители не застрахованы от того, что дети будут «выкидывать коленца» в борьбе за самостоятельность, потому что начало ее проявления обычно связано с отрицанием чего-либо. А созидание приходит намного позже. Такое с ребенком происходит не впервые. Вспомним, когда малышу давали игрушки, он сначала их бросал и только потом постепенно учился с ними играть. Не сразу освоил и построение башни из кубиков. Взрослым для этого требовалось терпение.
В подростковом возрасте ребенок также должен иметь возможность «поразбрасывать кубики» самостоятельности, чтобы потом строить замки.
Особенно ярко самостоятельность как отрицание проявляется у тех детей, у которых по разным причинам — из-за особой занятости, состояния здоровья и др. — не было возможности в полной мере проявить самостоятельность, соответствующую возрасту. Им и их родителям труднее всего, потому что все происходит в ограниченный отрезок времени и обеим сторонам, особенно родителям, требуется больше сил и терпения.
Для создания оптимальных условий мы предлагаем работу с памяткой для родителей и учителей. В ней описаны 4 этапа развития самостоятельности. В жизни эти этапы могут идти по-разному и занимать разные по длительности временные промежутки. Но существует оптимальное время для каждого периода.
Поскольку в памятке представлено описание каждого этапа типичных поведенческих проявлений, по ним родителю или учителю можно определить, на каком этапе находится подросток и оптимальную продолжительность каждого этапа.
В случаях, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога. Если подросток находится на этапе, соответствующем его возрасту, нужно обратить внимание на то, какие воздействия со стороны родителей или учителей необходимы, а также что ему самому надо освоить, чтобы перейти на новый уровень развития самостоятельности.
Вы можете сами оценить, на каком этапе развития самостоятельности сейчас находится ваш ребенок (обучающийся).

Памятка для педагогов и родителей
 «Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте»

 1-й этап
«Нужна ли мне самостоятельность?»
5-й класс   

• Становится непослушным и негативным
• Сопротивляется проявлению заботы и контроля
• Детские желания и поступки
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• терпеливо проявлять внимание, участие
• акцентировать внимание на положительных качествах
• осуществлять поддержку
• повышать уверенность в себе
• обсуждать начало взросления.
2-й этап
«Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое»
6–7-й классы   
• Борется за свою независимость
• Закрывается в комнате, развешивает постеры
• Настаивает на правах, игнорирует обязанности
• Часто не следит за своей речью, может обидеть
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей)
• сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка
• прощать и отделять реальные чувства от слов осуществлять поддержку
3-й этап
«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»
8–9-й классы   
• Есть свое мнение, не всегда верное
• Считает именно свое мнение истинно верным
• Не считается с мнением родителей
• Поступает так, как хочет
• Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)
• Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• аргументировать запреты
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)
• не считать свою позицию на 100% правильной
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• в спорах пытаться договориться
4-й этап
«Проявляю самостоятельность»
9–11-й классы   
• Прислушиваются к мнению родителей
• Сами просят советов
• Понимают свои реальные возможности
• Пытаются сами договориться
• Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания
• Действуют самостоятельно
• Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа)
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, еще большим успехам)
• предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь
• минимизировать контроль
• быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.